Второй принцип — обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы. Законодателем установлен запрет на реализацию любой хозяйственной и иной деятельности, если она относится к перечню, указанному в ст. ст. 11, 12 ФЗ «Об экологической экспертизе», до того момента, пока не будет принято положительное заключение государственной экологической экспертизы. В обязанность субъекта, планирующего реализацию хозяйственной и иной деятельности (в ФЗ «Об экологической экспертизе» это заказчик документации, подлежащей государственной экологической экспертизе), вменяется обязанность подготовить и передать в специально уполномоченный орган в области экологической экспертизы полный комплект документов (документации) для проведения государственной экологической экспертизы. В гл. VII ФЗ «Об экологической экспертизе» законодатель предусматривает привлечение к юридической ответственности заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, за нарушение данного требования.
Третий принцип — комплексность оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и ее последствий. Для того чтобы понять суть данного принципа, необходимо в общих чертах пояснить, каков порядок проведения государственной экологической экспертизы. Заказчик материалов, подлежащих экспертизе, передает их в орган, осуществляющий проведение государственной экологической экспертизы. Для осуществления ее проведения создается экспертная комиссия, в состав которой могут входить несколько экспертов. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об экологической экспертизе» экспертом государственной экологической экспертизы является специалист, обладающий научными и (или) практическими познаниями по рассматриваемому вопросу и привлеченный федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации к проведению государственной экологической экспертизы по соответствующим направлениям науки, техники, технологии. Каждый из экспертов, являясь специалистом в своей области, составляет свое заключение по тому перечню вопросов, которые перед ним поставили. Для принятия решения о том, какое будет заключение экологической экспертизы, положительное или отрицательное, необходимо учитывать мнение каждого эксперта и по их результатам составить единое заключение, оценив в комплексе весь предоставленный заказчиком материал. Принцип комплексности, на наш взгляд, также обязывает органы государственной экологической экспертизы оценивать полноту масштабов и видов воздействий на окружающую среду в процессе реализации объекта экологической экспертизы.
Четвертый принцип — обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы. По нашему мнению, речь идет о проверке намечаемой хозяйственной или иной деятельности субъектами эколого-экспертного процесса на соответствие требованиям к размещению, проектированию, строительству, эксплуатации объектов, влияющих на состояние природной среды. Экспертам необходимо также установить, будут ли соблюдаться нормативы качества окружающей среды при осуществлении планируемой хозяйственной или иной деятельности, так как их несоблюдение может повлечь причинение вреда окружающей среде и здоровью человека.
Пятый принцип — достоверность и полнота информации, представляемой на экологическую экспертизу. Данный принцип прежде всего обязывает заказчика экологической экспертизы представить достоверную, неискаженную информацию об объекте экспертизы в органы, осуществляющие проведение экологической экспертизы. Информацию необходимо представить в объеме, достаточном для проведения экспертизы. Если же в ходе проведения экологической экспертизы выяснится, что информация была представлена не в полном объеме либо недостоверная, то эколого-экспертный орган вправе запросить недостающую либо достоверную информацию, либо вернуть документ заказчику на доработку.