Шестой принцип — независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы. В соответствии со ст. 16 ФЗ «Об экологической экспертизе» экспертом государственной экологической экспертизы не может быть представитель заказчика документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, или разработчика объекта государственной экологической экспертизы, гражданин, состоящий в трудовых или иных договорных отношениях с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы, а также представитель юридического лица, состоящего с указанным заказчиком или с разработчиком объекта государственной экологической экспертизы в таких договорных отношениях. Данный принцип необходим для того, чтобы заказчик не мог оказывать влияния на эксперта (экспертов) и результаты экологической экспертизы.
Седьмой принцип — научная обоснованность, объективность и законность заключений экологической экспертизы. Данный принцип закрепляет требования к работе экспертов. Эксперт обязан осуществлять всесторонний, полный, объективный и комплексный анализ представляемых на государственную экологическую экспертизу материалов с учетом передовых достижений отечественной и зарубежной науки и техники, определять их соответствие нормативным правовым актам Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, нормативно-техническим документам и предоставлять заключения по таким материалам.
Восьмой принцип — гласность, участие общественных организаций (объединений), учет общественного мнения. Участие граждан в обсуждении вопросов, касающихся реализации намечаемой деятельности заказчиком, начинается еще до начала экспертизы — на этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Граждане и общественные организации (объединения) в области экологической экспертизы в соответствии со ст. 19 ФЗ «Об экологической экспертизе» имеют право:
— выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории;
— направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
— получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах ее проведения и т.д. В рамках данного принципа граждане, общественные организации также могут инициировать проведение общественной экологической экспертизы.
Девятый принцип — ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. По смыслу данного принципа все участники экологической экспертизы, виновные в нарушении законодательства об экологической экспертизе, могут быть привлечены к уголовной, административной, гражданско-правовой и материальной ответственности в зависимости от тяжести совершенного правонарушения. Глава VII ФЗ «Об экологической экспертизе» содержит перечень нарушений законодательства об экологической экспертизе. Например, заказчик может быть привлечен к юридической ответственности за фальсификацию материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения или за реализацию объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Руководители федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и руководители экспертных комиссий государственной экологической экспертизы ответственны в случае нарушения установленных правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы или за несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству. К юридической ответственности за нарушения законодательства в области экологической экспертизы могут быть привлечены также должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, например за фальсификацию сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы либо за выдачу разрешений на специальное природопользование или на осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы. Эксперты экологической экспертизы могут быть привлечены за нарушение требований законодательства об экологической экспертизе, об охране окружающей среды и т.д. в случае необоснованности выводов заключения экологической экспертизы и (или) фальсификации выводов заключения экологической экспертизы и т.д. Законодательство об экологической экспертизе накладывает определенные обязательства на юридических и физических лиц, осуществляющих финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы: эти лица не вправе осуществлять финансирование и кредитование намечаемой хозяйственной деятельности без положительного заключения государственной экологической экспертизы, в противном случае они должны быть привлечены к юридической ответственности.