Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах конкретных территорий и (или) акваторий. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях. При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.
Иные нормативы в области охраны окружающей среды устанавливаются в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, оценки качества окружающей среды. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативы в области охраны окружающей среды.
За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.
6.4. Мониторинг окружающей среды
Одной из важных функций государства в сфере управления природопользованием является осуществление государственного мониторинга окружающей среды. ФЗ «Об охране окружающей среды» в ст. 63 определил государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) как комплексные наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе компонентов природной среды, естественных экологических систем, за происходящими в них процессами, явлениями, оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды. Государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) осуществляется в рамках единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации, посредством создания и обеспечения функционирования наблюдательных сетей и информационных ресурсов в рамках подсистем единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), а также создания и эксплуатации уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти государственного фонда данных. На наш взгляд, основной целью государственного мониторинга являются долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, в ходе которых выявляются и фиксируются происходящие в ней изменения, на основании которых прогнозируется состояние окружающей среды и осуществляется ее оценка.
Правовое регулирование государственного экологического мониторинга осуществляется в первую очередь Конституцией РФ (ст. 42), в которой закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит главу X «Государственный экологический мониторинг» (ст. ст. 63 — 63.2), которой закреплены общие положения, касающиеся единой системы государственного экологического мониторинга и фонда данных государственного экологического мониторинга. Правовая регламентация отдельных видов мониторинга содержится в Водном кодексе РФ (ст. 30), Земельном кодексе РФ (ст. 67), Лесном кодекс РФ (ст. ст. 56, 61.1), Федеральном законе «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 23) и т.д.