История европейского права.

лия), Гельветическ™ т. — УчРеАчИАИ Батавс=кую (Голлан-верная Италия) рес^у°бл(и^ек11арИя) И ^з-Альпийскую (Се-публика в самом pZ, ЫЛа восстановлена Римская рес-

гой известнь,й^оим1п С00ТветствУ!«Щими ко.нсулами. Дру-ли, в основу ко-г^ Р„~ Установление десятидневной неде-принята констит°Р^аПОЛОЖена финская лекажа. Еще была привела Наполеон^ .Г « консульским правленжием, которая олеона к власти. Он также стал императором,

230

посредством закона, который, по римскому образцу, назвали «senatus consultum» .

Дальнейшее развитие права

Такая идеология придала новое содержание большинству правовых систем в континентальных странах Европы. В сфере частного права, очень консервативного по своему характеру, произошло слияние более или менее романизированного традиционного права с новейшими результатами естественно-правовой доктрины, что особое значение имело для семейного права, которое со времен Средневековья подлежало компетенции канонического права, подчинившегося теперь правопорядку, утвержденному светской властью государства. В результате ускорилось освобождение женщин в-про-тестанских странах от семейных и родовых уз. Однако путь к этому был подготовлен католической церквью посредством ее учения о том, что брачный договор обладает правовой конституирующей силой (consensus facit nuptias) . Согласно данному учению жинщина считалась равной с мужчиной стороной в договоре и выражение ею свободной воли перед вступлением в брак являлось необходимым условием действительности договора. В качестве примера последствий этого может быть названо то, что брак, согласно католической вере и каноническому праву, считавшийся священным и нерасторжимым, постепенно начал рассматриваться как гражданский договор и его можно уже было расторгнуть по различным основаниям (супружеской неверности, отсутствия супруга, греховной болезни, совершения супругом преступления), либо же просто-напросто по договоренности между супругами. Несмотря на то, что вышеназванная возможность не была общевоспринята в семейном праве европейских континентальных стран до 1900 г., обоснование этой точки зрения на брак формировалось в XVIII в., в эпоху естественного права.