Земли транспорта (ст. 90 ЗК РФ).
В целом по России общая площадь земель транспорта на 1 января 2011 года составила 2291,6 тыс. га 1. К землям транспорта относятся земельные участки, предоставленные предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного, морского, внутреннего водного транспорта для осуществления специальных задач по содержанию, строительству, реконструкции, ремонту и развитию объектов транспорта. Правовой режим данной категории земель прежде всего зависит от вида и назначения транспортных коммуникаций.
1 Государственный доклад Минприроды России «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2010 году» // http://www.m№r.gov.ru/.
Землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным статьями 15, 20 — 24 ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов железнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки:
1) для размещения железнодорожных путей;
2) для размещения, эксплуатации и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройств и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
3) для установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределах земель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования, оказания услуг пассажирам, складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооружения прирельсовых складов (за исключением складов горюче-смазочных материалов и автозаправочных станций любых типов, а также складов, предназначенных для хранения опасных веществ и материалов) и иных целей при условии соблюдения требований безопасности движения, установленных федеральными законами. Так, организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств возложена на Федеральное агентство железнодорожного транспорта (ст. 20 Федерального закон от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Государственный надзор в области железнодорожного транспорта осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и ее территориальными органами 1.
1 Постановление Правительства РФ от 19.03.2013 № 236 «О федеральном государственном транспортном надзоре».
Порядок установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.10.2006 № 611 «Об утверждении Правил установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог» в целях образования земельных участков в границах полосы отвода железных дорог (далее — полоса отвода) или уточнения их границ владелец инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования или владелец железнодорожного пути необщего пользования либо организация, осуществляющая строительство объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и (или) железнодорожных путей необщего пользования или иное заинтересованное лицо обеспечивает проведение соответствующих кадастровых работ в соответствии с Законом о государственном кадастре недвижимости. Границы полосы отвода устанавливаются с учетом норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.