Возникновение, упадок и гибель Римской империи представляют собой лишь одну из целой серии крупных комплексных проблем, связанных с историей Древнего мира. В
53
обзорной работе такого характера, как эта, более или менее подробное рассмотрение всех проблем просто не представляется возможным. Однако при исследовании их с иторико-правовой точки зрения, как нам кажется, один фактор все же заслуживает того, чтобы обратить на него особое внимание. Речь идет, в частности, о факторе, который облегчил римлянам проведение своей завоевательной политики, несколько позже явился мошной движущей силой в процессе формирования римского права и нашел свое воплощение в страстном стремлении римского народа к миру. Еще до появления римлян на исторической арене в большинстве плотно заселенных районов Средиземноморья в течение многих столетий, если не сказать тысячелетий, прямо-таки царила ситуация, которую лучше всего можно было бы охарактеризовать словами: война всех против всех; войны велись между городами, племенами и целыми народами. Все то, что создавалось в этих ранних, но уже высокоразвитых культурах из поколения в поколение на протяжении многих веков бесконечным трудом, все это разрушалось в беспрерывно разгоравшихся войнах, полыхавших на огромных пространствах, войнах, часто отличавшихся исключительной жестокостью и полнейшей бессмысленностью. Римская завоевательная политика, реализовавшаяся в войнах именно такого характера поэтому и была в большинстве случаев успешной, а результаты этой политики всецело признавались римским народом, но ровно до тех пор, пока Рим мог гарантировать ему полную защиту от нападений извне. Так называемый «Римский мир» (Pax Romana), длившийся со времен правления императора Августа вплоть до императора Септимия Севера (193-211 гг. н. э.), был для народов Средиземноморья поистине золотым веком, принесшим им духовное обогащение и материальное благополучие. Особенно большое значение для единства римской и эллинистической культур, которое, в основном было отличительной чертой этого периода, имело то обстоятельство, что римляне с огромной пользой для себя восприняли интеллектуальные и эстетические идеалы эллинистической культуры. Влияние этой культуры на культурную жизнь римлян так или иначе проявлялось и раньше, а после завоевания Южной Италии и Сицилии римляне оказались в непосредственном контакте с самими носителями этой культуры и сразу же были покорены их творениями. Известнейший римский поэт Гораций в одном из своих писем к императору Августу выразил это следующими словами, ставшими классическими: «Graecia capta ferum victorem cepit et artes/intulit agresti Latio» (Греция одержала победу над серой властью победителей и ввела свою культуру в крестьянские дома Латии). Как мы увидим позже, этот исторический процесс спустя 500 лет найдет свое адекватное проявление в другой ситуации, когда более высокоразвитая римская культура — в особенности правовая — окажет аналогичное