58
своей Рим по-прежнему оставался под властью аристократической господствующей верхушки.
Правовая организация римлян, равно как и правовая организация греческих племен, основывалась на базе трех важнейших институтов родового общества: королевской власти, совете старейшин (в Риме он назывался Сенатом) и народном собрании. На ранней стадии развития города-государства эти три института были преобразованы в республиканскую конституцию, выраженную в виде формулы «Senatus Populusque Romanus» (S.P.Q.R. — Сенат и римский народ). Королевство как таковое в соответствии с римскими традициями было в 510 г. до н. э. упразднено. Вместо него римляне ввели две государственные должности. Лица, назначавшиеся на эти должности, избирались сроком на один год. Управление делами осуществлялось в соответствии с принципом коллегиальности, т. е., другими словами, люди, занимавшие эти должности, могли взаимно блокировать принимаемые друг другом решения путем наложения вето: «я запрещаю», в результате чего то или иное решение утрачивало свою законную силу. Первоначально им присваивался титул претора (praetor — от лат. «рте ire», что означает: находящийся впереди), а спустя некоторое время их стали называть консулами. Должность претора (minor collega consulum — младший коллега консула) в тот период выступала в качестве судебной власти, т. е. претор выполнял функции государственного судьи, однако довольно часто ей придавались и военно-командные функции, и претор в этом случае должен был исполнять обязанности военачальника.