138
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
5. ЕВРОПА И ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО КАК ИСТОРИКО-ПРАВОВОЕ ПОНЯТИЕ
В предыдущих разделах мы дали описание развития права в древние времена, которое явилось отправной точкой для последующего формирования общей европейской правовой культуры Средневековья. Поскольку понятия «Европа» и «европейское право» определяют рамки процесса формирования и развития права, который будет анализироваться в дальнейшем, мы сочли необходимым дать определение самого содержания этих понятий с историко-правовой точки зрения.
В само понятие «Европа» можно вложить как географический, так и культурно-идеологический смысл. В любом случае оба метода в основном ведут к одним и тем же результатам. Как западноевропейская, так и восточноевропейская системы жультур, если рассматривать их с перспективно-исторической точки зрения, построены на фундаменте единой культурной модели, и они, естественно, отражают все характерные особенности этой модели, или, другими словами, обе эти системы созданы на базе эллинистической культуры. Для чисто символического определения западноевропейской жультуры ученые обычно ссылаются на Иерусалим, Афины и /Рим. Этим они как бы хотят сказать, что именно упомянутые города явились источником тех бурных культурных потоков, которые, объединившись, создали предпосылки для развития будущей западноевропейской культуры. Если таким же символическим путем определить происхождение восточноевропейской культуры, то, на наш взгляд, так же естественно будет сослаться на Иерусалим, Афины и Константинополь. Речь не идет об одинаковом или параллельном влиянии христианства, греческой философии и римского права на процесс культурного развития. Основной центр тяжести на Западе и Востоке приходился на различные части этого общего источника культурного наследия. Главное различие в культурно-идеологическом аспекте заключалось в том, что на Западе источником дальнейшего развития цивилизации был Рим, в то время как на Востоке -1 Константинополь. Образно говоря, греческая интеллектуаль-1 ная база явилась той плавильной печью, в которой воедино гслились иудейская религия, греческая философия и римская государственно-правовая система. Их рациональный анализ и синтез стали в конечном итоге той творческой и преобразующей силой, которую и называют эллинистической культурой.