147
категории «res se moventes» («веши, которые могут двигаться сами»). Всю свою жизнь упомянутый выше крестьянин был обязан трудиться под строгим надзором своего хозяина, проявляя при этом полное послушание. Что касается хозяина, то он, со своей стороны, должен был защищать своего работника и заботиться о нем. Работник имел ограниченную свободу передвижения. У него не было даже права на личную, семейную жизнь. Положение крестьян, по-видимому, в различное время было разным. Личные качества хозяина также вероятно играли весьма существенную роль в его отношении к своему работнику. Наибольшая защищеннность работника, его жизни и прав исходила от церкви, от ее христианского требования смотреть на. хозяина как на своего брата. Ведь оба они, хозяин и работник — дети Бога, одного из которых, хозяина, Бог наградил властью как раз для того, чтобы он мог проявлять заботу о своем слабом брате и таким образом нести полную ответственность за его жизнь и личное спасение от бед. Это требование церкви находило свое выражение еще в высказываниях церковных авторитетов древних времен, в частности, в высказываниях апостола Павла, который в одном из своих писем убеждал сбежавшего раба вернуться к своему хозяину. В письме, кстати, тоже приводилось мысль о том, что хозяин должен вилетъ в своем рабе брата.