148
ется в том, что создаваемые человеком законы должны строиться на этических идеалах человеческой любви, сердеч-• ности и служении благу, как это и проповедует церковь. I* В своем труде «О граде божием» Аврелий развил также 1рял теологических тезисов о целях права, функциях повели-i телей и о справедливой войне, которые и в Новое время ока-|зывают весьма существенное влияние на развитие права. Он «также обнародовал свою мысль о том, что правовой порядок l представляет собой явление не естественного порядка, а ^категорию, созданную Богом после грехопадения человека ! специально для того, чтобы оградить его от совершения •дальнейшего преступления. Единственной гарантией обретения человеческим обществом спокойствия и уверенности в своем существовании может быть только уголовное право, которое внушает чувство страха за содеянное преступление. Право частной собственности и рабство, по его представлениям, тоже суть явления, которые до грехопадения не существовали в естественном праве. Они введены Богом, с одной стороны, как наказание, а с другой — как стремление к оказанию человеку помощи во время его земного существования.