В своих рассуждениях о возможностях человека добиться справедливости автор «Града Божия» проявил скептический реализм, который позже в весьма значительной степени повлиял на взгляды христианской церкви в отношении к общественному труду. По мнению автора, если даже стремление человека к достижению идеальной справедливости может и должно рассматриваться в качестве его законного притязания на эту справедливость, то в этом случае Божественное государство никогда не сможет воцариться на земле. Божественное начало первый раз должно праздновать свой триумф в самый последний день.
Благодаря тому, что церкви удалось сделать сформулированные Аврелием христианско-этические взгляды на правовые отношения и нормы (кстати, часто на практике не соблюдавшиеся) общепризнанным своим достоянием, эти взгляды как по своему содержанию, так и по форме выражения правовых норм (каноническое право) оказали мощное просветительское влияние на всю систему европейского права. Германские правовые источники, обнаруженные в последнем периоде эпохи Великого переселения народов, красноречиво свидетельствуют о том, что культура многих германских племен даже в IX в. продолжала еще по-прежнему оставаться на уровне культуры варваров^ Так, только что обращенным в христианскую веру аломанам впредь в соответствии с законом «Lex Alamannorum» (‘Закон об аломанах») строго запрещалось «сжигать н поедать ведьм».