Именно университеты стали подлинными рассадниками знаний, а изучение в них богатого наследия известнейшего ученого своего времени Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) предопределило переворот во всей интеллектуальной жизни Средневековья. В период Средневековья этот греческий философ
152
был почти забыт, но в XII и XIII вв. благодаря тому, что итальянские портовые города снова возобновили оживленную торговлю со странами Востока и «в руки» одного из них попали сочинения арабского комментатора Аверроэса (1126-1198 гг.) , Аристотель отпраздновал свое второе рождение. С «открытием» Аристотеля в университетских кругах исподволь зародилось стремление попытаться с помощью эмпирических методов исследовать наблюдаемую всеми действительность. Поскольку натурфилософские сочинения Аристотеля по своей природе представляли опасный взрывной материал огромной разрушительной силы, вполне достаточной для того, чтобы полностью уничтожить все столь заботливо воздвигнутое средневековой церковью здание духовного храма, то восседавший в то время на своем троне римский папа Григорий IX (ок. 1145-1241 гг.), естественно, повелел (1213 г.) впредь запретить студентам парижского университета заниматься штудированием нового учения -источника «аристотелизма». Однако все попытки отлучить студентов от изучения наследия Аристотеля потерпели фиаско.