Другим философом, оказавшим большое влияние на науку о правоведении в насыщенный событиями период Средневековья, был Марсилий Палуанский (умер около 1342 г.) , наиболее оригинальный мыслитель эпохи Средневековья. В одном из своих сочинений, в частности, в трактате «Defensor pads» («Защитник мира») он объявил открытую войну традиционно чтимым в Средневековье взглядам Аристотеля, согласно которым всеобъемлющая и объединяющая людей сила создаваемых ими законов исходит из одного высшего, вечного и божественного правового начала. Марсилий резко возражал против этого утверждения, полагая, что все законы, для того чтобы они могли стать реально действующими правовыми нормами, должны исходить не из божественного начала, а как раз наоборот, т. е. от народа, являющегося, по его мнению, коллективным творцом (universitas civium). Таким образом, единственным и исключительным творцом законов Марсилий Падуанский считал народ и только народ. Законы, появившиеся на свет без санкции народа, не могли рассчитывать на поддержку со стороны граждан. Божественное естественное право рассматривалось Марсилием не в качестве некоего правового порядка в собственном значении этого выражения, а как всего лишь одно из философских учений. Марсилий, таким образом, дал новое направление мышлению в длившихся на всем протяжении Средневековья дискуссиях в вопросе о том, кто же все-таки должен обладать абсолютным авторитетом в государстве — император или Папа. Марсилий ясно видел разницу между исполнительными и законодательными функциями. Император, избиравшийся на свой пост народом, должен был вершить свой суд в полном соответствии с принятыми народом и им толковавшимися законами. В случае, если император нарушал законы, народ мог сместить и наказать его. Основываясь на этой теории, Марсилий поворачивался лицом к традиционным взглядам мыслителей Средневековья, согласно которым император мог сосредоточить в своих руках как законодательную, так и исполнительную функции. Именно поэтому