Философские взгляды Оккама характеризовали всю политическую жизнь XIV в. и в первую очередь острую политическую борьбу, вспыхнувшую в тот период между католической церковью и светскими властями. По большинству спорных политических вопросов Оккам выступал с мнениями, отличными от мнений, которых придерживалась официальная церковь, как это было, например, в случае, когда дело коснулось утверждения права церкви на владение собственной землей. Для английского короля Эдуарда III (1312-1377 гг.), который в свое время хотел отторгнуть от церкви ее земельную собственность для финансирования задуманных им военных операций, Оккам сформулировал специально им разработанную и с исторической точки зрения весьма важную теорию, которая как раз касалась земельной собственности. Кратко смысл этой теории сводился к следующему. В раю все люди жили одинаково. Ни у кого ничего не было, но все имели общее для каждого право на использование благ, которые им давала земля. Но после грехопадения жившие в раю люди получили право делать приобретение благ лично для себя. Такое приобретение благ в личное пользование, возникшее в раю после грехопадения, привело к возникновению права владения (dominium mundanorum), которое стало регулироваться всеми людьми на основе созданных ими законов (человеческих законов). Церковь, имевшая свое имущество, владела им не по этому праву. Вместо него церковь использовала право владения имуществом исключительно лишь служителями самой церкви. Это право реализовалось всеми служителями в форме общего, коллективного права на имущество церкви (tota communitas fidelium). В церквах более древней эпохи с практической точки зрения было выгодно передавать право владения общим церковным имуществом в распоряжение служителям церкви, поскольку они в те времена с моральной точки зрения обладали большим превосходством. Однако при этом следует иметь в виду, что передавалось не само право владения церковной собствен-