Далее, во Франции ранее, чем в какой-либо иной стране Западной Европы, начали развиваться и распространяться течения, проповедовавшие гуманистические идеи, носители которых, требовавшие возврата к античным первоисточникам (в прямом смысле к рукописям), явились первопроходцами, взявшими на себя труд расчистить путь к реформации.
Основная целевая установка итальянских консилиаторов (об этом мы уже упоминали ранее) заключалась в том, чтобы максимально приспособить право к требованиям времени. В процессе переработки и корректировки правовых норм в духе
178
своего времени итальянские консигнаторы применяли так называемый экзегетический метол , т. е. метол, который заключался в том, что каждая отдельно взятая правовая норма или правило сначала подвергались обсуждению, как таковые, т. е. без какой бы то ни было привязки их к какой-либо конкретной ситуации или системе. Этот метод, однако, отличался двумя существенными недостатками. Помимо того, что его возможности уже сами по себе были ограничены, он к тому же еще мог легко превратиться в пустую формальность, поскольку юристы эпохи Средневековья рассматривали этот метод в качестве своего рода скрытой формулы, применение которой уже несло в себе полную гарантию успеха в любом случае. Таким образом, юристы оказывали полное доверие этому методу, а тот факт, что оно могло обернуться нежелательными последствиями, никого не волновало. Правовые нормы, формировавшиеся консилиаторами на базе такого методологического подхода, объединялись под общим названием «mos italicus» (итальянский принцип, традиция).