Особое значение приобрело преобразование церковью установленного Юстинианом соотношения законной доли прямых наследников к законной доле братьев и сестер отца (1/2 к 1/4) с выделением законной доли Христа, т. е. самой церкви. Христос, таким образом, должен был указываться как наследник в каждом завещании. Этот принцип восходит к отцу церкви Августину, учившему, что Христос должен по
185 Л
каждому завещанию получать свою долю в размере доли детей. В Декрете Грациана, который передает проповедь Августина, это звучит так: «тот, кто имеет сына, указывает Христа как второго, кто двух, — как третьего; тот, у кого 1О сыновей, — как одиннадцатого». Эти правила встречаются во многих западноевропейских правовых источниках. То, что они обеспечивали выгоду церкви, — самоочевидно. Во многих источниках, однако, встречаются свидетельства тому, насколько сильным может быть противоречие между ммрсхими интересами и церковными требованиями. Церковь нередко свободно использовала свою религиозную силу, чтобы выжать дары и завещание. Яркий пример — немного тенденциозный правовой источник эпохи Карла Великого, который содержит жалобы на то, что угрозами вечного Суда и обещаниями блаженства церковь отбирает собственность у больных и бедных и лишает наследства их законных наследников, так что они из-за бедности становятся преступниками.