И в Риме, и в Англии мы видим также высокоразвитый институт адвокатов, сложившийся намного раньше, чем другие области права. Одной из основных задач английских адвокатов со второй половины XIII в. была помощь истцам в выборе правильного иска в общем праве.
Оба феномена объясняются тем, что сходная юридическая техника обеих процессуальных систем создала огромную потребность в правоведах и адвокатах, которые обеспечивали бы ее дееспособность с точки зрения правовой защищенности.
При большой потребности в юриспруденции, направленной на систематизацию процессуальной системы и тем самым — также материальных правил общего права — было естественным (как в свое время в Риме) рассматривать труды ведущих правоведов как авторитетные источники. Именно так оценивались уже в средние века трактат Глэн-вила «О традиционном праве и законах королевства Англии», написанный в конце правления Генриха II (1154-1188 гг.), и обширный трактат Брэктона » О традиционном праве и законах Англии», созданный в середине XIII в. Оба трактата рассматривались как «книги авторитетов», и суды долго их применяли. С точки зрения истории права работа Глэнвила, однако, интересна больше как подробное описание складывавшейся в XII в. системы писем. Труд Брэктона более значителен. Он содержит свышее 2000 прецедентов из практики королевского суда и, таким образом, имеет более широкую основу, чем, трактат Глэнвила. Систематика Брэктона строилась на Институциях Свода гражданского права, и в этих границах он хотел описать все современное ему английское право. Чтобы установить основополагающие принципы ему пришлось анализировать материальные правила, благодаря чему он разработал несколько центральных юридических конструкций, связанных с римским правом и сохранивших свое значение до наших дней. Одна из них — разделение на недвижимость и личную собственность, которое исходит из различия в римском праве между терминами «actiones in rent» и