Каноническое право не было так привязано к традиционной последовательности правил. Основополагающее деление, которое проводилось в церковном праве, было поэтому более продуманным, вследствие чего оно развилось в последовательно системный порядок, основанный на единых принципах. В Liber extra (1234 г.) — первом наиболее четко построенном каноническом своде законов, основное разделение в котором восходит к более старым кодексам, правовые нормы распределены по пяти книгам, содержание которых можно охарактеризовать средневековым мнемоническим стишком: Judex, judicium, clems, sponsalia, crimen (судья — судебный процесс — духовенство — брак — преступление). Папский советник Раймундус из Пенафорте старался проводить четкие границы между различными областями права, которые рассматриваются в книге. Это показывает, что каноническое право стояло на более высоком уровне развития юридической техники, чем современное ему римское.