Решающее влияние научного рационализма состояло в том, что божественное озарение не считалось больше конечной причиной и неоспоримым авторитетом, которому люди должны подчиняться. Основанное на рационалистических предпосылках логическое мышление стало самостоятельным и надежным источником знаний. Что бы ни говорили Библия и другие религиозные авторитеты, дважды два — все равно четыре.
Тем самым вера в озарение и теологическая моральная философия были вытеснены как из мира науки, так и из экономической жизни. В культурной жизни и в общественных отношениях — особенно в праве — теология, напротив, долго сохраняла свой прежний авторитет. Но даже там последнее слово было уже не за ней. И когда в XVIII в. всю Европу охватила рационалистическая в своей основе философия Просвещения, секуляризация сильно ограничила значение теологии и церкви для общественной жизни и законотворчества.