Поскольку идея общественного договора представляла собой умозрительную модель — способ аргументации, а не идеологию, являющуюся, например, политической и социальной ценностью, она могла быть поэтому использована и для того, чтобы защищать абсолютную власть монархов, и для того, чтобы утверждать идею народного суверенитета. Гоббс (1588-1679 гг.) в своей работе «Левиафан», без сомнения, исходил из идеи общественного договора, но, согласно его воззрению, люди немедленно превратили этот договор в договор подчинения абсолютной власти монарха. Чтобы избежать теоретических трудностей и политических последствий, заключавшихся в том, что подданные могли бы подумать, будто они обладают правом пересматривать договор о подчи-нении, Гоббс объявил, что логика неизбежно делает приня-тый договор о подчинении неотзываемым.