Если же задаться вопросом, какой фактор стал решающим для успеха движения Просвещения (и для рационалистического естественного права) в XVIII в., то за ответом не надо далеко ходить. Ранее уже упоминалось, что в XVIII в. велись интенсивные политические и научные дискуссии в книгах, брошюрах, газетах и журналах. В них принимало участие большинство образованных светских людей. Средневековый дворянин был, как правило, грамотным. Что же касается тех, кто пришел ему на смену — военных и гражданских чиновников, то для них уже обязательно высшее образование, причем даже бюргеры тогда должны были уметь читать и писать. Общество уже в XV в. стало настолько сложным, что общее образование должно было распространяться вплоть до XVII в. Университеты при этом расширялись, их число увеличивалось. Технической предпосылкой для распространения образования так же, как и для дискуссий XVIII в., явилось изобретение книгопечатания. От тягостного, долгого и дорогостоящего размножения рукописей через их переписку люди перешли к техническому методу, создав первые в мировой истории средства массовой информации. Но, чтобы использовать возможности средств коммуникации между людьми, которые предоставляло книгопечатание, предполагалось, что люди, в свою очередь, должны уметь читать и писать. Возникшие средства массовой информации стимулировали в значительной степени как научные дебаты, происходившие в европейском обществе, так и процесс образования. Успех в этих областях стимулировал, в свою очередь, дальнейшее развитие прессы.