279
ние обычно становилось государственной религией, а их церковь — государственной церковью. Следовательно, даже там христианское учение в основном сохранило свое значение при формировании правового порядка. С быстрым распространением сектантских движений, в особенности баптизма и методизма, сильно ослаблялся авторитет государственной церкви. Сектантство оказывало большое влияние на мораль народа и вообще на развитие общественных взглядов. Таким образом осуществлялось косвенное воздействие на семейное и уголовное право. Но со снижением роли государственной церкви, ослабленной и в результате общей тенденции к секуляризации, упало значение христианских догм и священных писаний как руководящего фактора формирования правового порядка. Вместо них возникли три основные политические идеологии: либерализм, консерватизм и социализм, из которых образовывались особые варианты и гибриды. Тогда общее развитие права стало определяться партийно-политической борьбой за власть между теми группами населения, которые представляли различные идеологии. Как правило, это происходило путем постоянных компромиссов между стоявшими у власти политическими группировками. Но достаточно часто борьба за власть принимала революционное выражение в результате слепой веры представителей идеологий в их абсолютную истинность и применимости насилия для осуществления своих идей об организации общества.