едином рабочем классе. Но когда тысячи и десятки тысяч людей из сельскохозяйственного пролетариата были собраны вместе в новых промышленных районах, они поняли, что их очень много и они одинаково беззащитны перед работодателем, напряженным и опасным трудом, что они имеют жалкую заработную плату и бедственные жилищные условия. Из этой среды возникло представление об угнетенном и эксплуатируемом классе и требование социальной справедливости.
Естественно, в этой отмеченной нищей уравниловкой коллективистской среде требование социального и экономического равенства, заключавшее конкретный смысл представлений рабочих о социально справедливом обществе, шло намного дальше буржуазного, более формального и юридического понятия равенства. Рабочий класс хотел не только равенства перед законом, он хотел реального социального и экономического равенства. Кроме того, основное понятие справедливости для рабочего класса, когда оно касалось вознаграждения за трудовой вклад, преимущественно имело количественное выражение. В рабочей профессиональной среде заработная плата определялась ведь в основном согласно количественно измеряемому трудовому вкладу. Поскольку в их среде отсутствовал также опыт позитивных начал частной собственности на средства производства, последняя воспринималась как социально несправедливая, как метод эксплуатации капиталистами рабочей силы. Такого рода наблюдения вели благодаря совокупному вкладу различных критиков общества к возникновению социализма — идеологии, отвергающей частную собственность на средства производства и требующей революционных реформ для радикального социального и экономического выравнивания. Согласно этой идеологии, только таким образом могла быть создана настоящая социальная справедливость.