Таким образом, развитие европейских обществ в XIX в. помогло сделать большой шаг в направлении осуществления демократических идеалов Французской революции: создания, общества, в котором подавляющее большинство граждан просвещено в том смысле, что они понимают потребности общественной жизни и настолько сильно чувствуют свою личную ответственность за всеобщее благосостояние, что стихийно принимают участие в общественном труде. Французские революционеры заимствовали этот идеал из афин-
292
ской демократии и Древнеримской республики. Их идеи по-прежнему живы в европейских странах.
С другой стороны, связь с античностью ныне только косвенная. Те знания о классических языках и античной культуре, которые еще в начале XIX в. лежали в основе всего Просвещения, теперь утрачены и сохраняются только у небольшого числа специалистов. Исчезновение античной культурной традиции началось в конце XIX в., когда стало невозможным требовать как гуманитарного и естественнонаучного образования, так и просвещения молодежи. Потребность в квалифицированных специалистах, а также требования знания современных языков сначала привели к разделению на классическое и естественно-научное направления образования, а затем к постепенному сворачиванию классического образования, которое заменялось общественными науками и современными языками. Этот процесс долго тянулся в большинстве европейских стран в период между двумя мировыми войнами и завершился в первые десятилетия после второй мировой войны. Конечно, римское право по-прежнему сохраняет большое значение в большинстве европейских стран, кроме Англии, поскольку за период между 1100 и 1900 гг. оно слилось в различной степени с отечественными правовыми источниками. Та правовая общность, которую создает римское право, имела немаловажное значение для создающегося европейского единства, первой формой которого стало Европейское экономическое сообщество.