36
развитии непременно должно пройти соответствующие стадии: монархию, аристократию (господство родовой знати), олигархию (господство узкой группы богатых лиц), тиранию и, таким образом, дойти, наконец, до демократии.
Так же, как и Платон, Аристотель оказал огромнейшее влияние на мышление западных цивилизаций. Он придерживался идеалистических взглядов на государств0 и его законы. По его представлениям государство являло собой некое доброе начало, исключительной целью которого было достижение нравственных жизненных устоев, опиравшихся на добродетели. По мнению Аристотеля, наилучшей с теоретической точки зрения формой государственного устройства, которую можно бы было создать за счет добродетели, является монархия, при которой никакая сила не смогл-а бы одолеть мудро и благочестиво управляющего своим государством монарха. Демократические формы правления он, наоборот, отрицал. Такие государства, считал Аристотель, управляются демагогами, которые вместо того, чтобы стоять на страже старых добрых законов, создают новое пра^°> формируя его на базе всевозможного рода временных и сОвеРшенн° произвольных законодательств, что ведет к беззаконию и деспотизму. Аристотель различал случайные (ме^лу законом и декретом) путем голосования принятые реш^ния- Размышляя, он пришел к выводу о том, что максимально реальной формой государственного устройства должна (?ыть смешанная конституция, представляющая собой симбэиоз олигархии с демократией и обеспечивающая сохранение основных принципов обеих, т. е., с одной стороны, качества, а с другой — количества. Такая форма предложенного ил* государственного строя, которую Аристотель называл «г»юлитией» (politeia — умеренная демократия), по его мнению, поняла бы на благо всего общества.