324
лемы и большая потребность в новых юридических институтах и в сфере общественного права.
Эти сложные взаимообусловленные проблемы и трудности, связанные с юридической техникой в новом административном праве, никогда, однако, не заострялись в полной мере в либеральном государстве. Его задачей считалось скорее невмешательство в социальную или экономическую жизнь; оно ограничивалось лишь ответственностью за внешнюю безопасность и внутренний порядок (государство в роли ночного сторожа). Государство должно было только создавать внешние условия для свободного социального и экономического формирования буржуазного общества.
Принцип ограниченного законом управления привел к тому, что в основном развивалось административное право. Важной новой чертой в нем был контроль за административными властями через гражданские и уголовные дела. Тот, кому в полицейском государстве на европейском континенте был причинен ущерб в результате административного решения, не мог получить какой-либо формы возмещения, даже компенсации за убытки, пока власть не нарушала, например, его сословных или профессиональных привилегий. В таком случае был обязан вмешаться князь, поскольку он по государственному праву отвечал за сохранение таких привилегий. Но при этом его действия определялись его личным усмотрением.