37
ном случае воспринимается людьми в качестве составного феномена естественного права, с одной стороны, и права, устанавливаемого человеком, — с другой. Таким образом, Аристотель рассматривал естественное право не только как идеал, но и как фактически действующее право. К естественному праву Аристотель приравнивал «Учение о справедливости» («Laran от billigheten»), поскольку справедливость как таковая являлась для него вечной и поэтому неизменной истиной.
Аристотель был одновременно и общественным мыслителем и ученым-природоведом. Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н. э.) и другие ведущие философы Афин, наоборот, занимались проблемами, в первую очередь касавшимися государственной жизни. Так, например, Платон развивает свои взгляды на проблемы государства и права в трех известных диалогах, а именно: «Государство» («Politeia»), «Политики» («Politikos») и «Законы» («Hoi Nomoi»). Разочаровавшись в афинской демократии, Платон в своем диалоге «Государство» дает наброски о некоем идеальном обществе, в котором справедливость, по его мнению, должна находиться под защитой государства, обеспечивающего четкое распределение прав и обязанностей между различными классовыми структурами общества. Эти права и обязанности, согласно учению Платона, должны возлагаться на граждан не как на отдельных индивидуумов, а в зависимости от тех функций, которые они выполняют в государстве.