Программа исправления социологической школы для преступников, которых можно исправить, особенно молодых, привела во всей Европе к усердному экспериментированию в различных типах заведений с применением разных методов исправительного ухода и воспитания. Помимо непосредственного воспитания в заведениях делались попытки перевоспитать тех, кого можно было исправить, путем условного освобождения и условного приговора. Оба института начали повсеметно применяться примерно на рубеже столетий.
Однако в XIX в. пришлось столкнуться с дилеммой, связанной, как оказалось, с любым видом лишения свободы. При строгой изоляции существовал риск того, что заключенный будет сломлен с соответствующим неблагоприятным прогнозом для перевоспитания после вновь обретенной свободы. Если изоляция была облегченной, тогда в такой же степени возникали антиобщественные группировки и преступная зараза. Эта проблема не решена до сих пор.