Все это относилось к рабочим. В намного более худшем положении оказались бесчисленные группы прислуги, которые со времен возникновения сословного общества составляли домашнюю рабочую силу в дворянских дворцах и усадьбах, а также домах буржуазии в городах. Требования реформ Просвещения им не помогли. Еще в конце XIX в. они находились под властью хозяина, и их могли вернуть ему в результате вмешательства полиции, если они пытались оставить свою службу без законного увольнения. Конечно, существовала обязанность хозяина содержать больных и заботиться о них, но хозяин всегда мог сам расторгнуть договор и тем самым освободиться от всех этих обязанностей.
Как сурово законодательство XIX в. относилось к прислуге — наемным слугам, видно из известного примера прусского постановления о наемных слугах 1810 г., где говорилось, что наемные слуги должны принимать «господские приказания с почтением и кротостью», а «если наемный слуга в результате непристойного поведения вызовет господский гнев и тем самым навлечет на себя ругательства или подвергнется легким телесным наказаниям, то наемный слуга не может требовать какого-либо правового возмещения». Еще в BGB положения, касающиеся отношений прислуги с хозяином, были настолько невыгодны им, а дисциплинарная власть хозяина настолько велика, что, например, Антон Мен-гер выразил резкий протест в своей упомянутой выше кри-