Оружие и боевая техника для пресечения нарушения Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве применяется в отношении военных, в том числе оснащенных вооружением военно транспортных, воздушных судов нарушителей.
Против гражданских воздушных судов и не оснащенных вооружением военно транспортных воздушных судов, нарушивших Государственную границу Российской Федерации и не реагирующих на радиокоманды или визуальные сигналы либо отказывающихся им подчиниться без объяснения причин такого отказа, оружие и боевая техника применяются в установленном настоящим Постановлением порядке при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна нарушителя пассажиров.
В случае, когда из за неблагоприятных условий установить государственную принадлежность и тип воздушного судна нарушителя Государственной границы Российской Федерации не представляется возможным, оружие и боевая техника на поражение не применяются, а принимаются меры для его опознавания экипажами истребителей и путем сопровождения радиоэлектронными средствами в пределах территории Российской Федерации, а также над открытым морем до вхождения судна нарушителя в воздушное пространство другого государства.
При угрозе нарушения или нарушении Государственной границы Российской Федерации российскими воздушными судами, подвергшимися угону, наземные пункты управления и истребители подачей радиокоманд и визуальных сигналов требуют от этих судов совершения посадки на указываемые им аэродромы или принуждают их к посадке. При действиях экипажа угнанного воздушного судна, свидетельствующих о неподчинении командам или сигналам, оружие и боевая техника Войск противовоздушной обороны, других видов Вооруженных Сил, привлекаемых для охраны Государственной границы Российской Федерации в воздушном пространстве, и Пограничных войск применяются в установленном настоящим Постановлением порядке при наличии сведений об отсутствии на борту воздушного судна заложников.
Закон РФ «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривает возможность граждан участвовать на добровольной основе в ее охране. Эту деятельность они осуществляют в пределах приграничной территории в составе общественных объединений, добровольных народных дружин, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и пограничных войск и в иных формах. Их задачи и полномочия определены в правовом акте Порядок привлечения граждан к охране Государственной границы Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ 15 апреля 1995 г. № 339 114 .
114 СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1545.
В определенных законодательством случаях в охране Государственной границы участвуют федеральные органы внешней разведки, внутренние войска МВД России, другие войска и воинские формирования.
Все государственные органы, организации, органы местного самоуправления, деятельность которых в большей или меньшей мере связана с защитой и охраной государственной границы, учитывают положения Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, утвержденной Правительством РФ 9 февраля 2001 г. № 196 р 115 .
115 СЗ РФ. 2001. № 8. Ст. 764.
32.2. Понятие обороны и системы
военной организации государства
Оборонительная функция одна из первейших и важнейших функций каждого государства. Административно правовые нормы, сформированные в области обороны, имеют своей целью обеспечение регулирование отношений по обеспечению обороноспособности страны, ее устойчивости к внешней агрессии.