158 СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.
Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников основывается на признании неотчуждаемости и принадлежности каждому от рождения основных прав и свобод человека и гражданина, обязательности соблюдения государствами общепризнанных принципов и норм международного права при полном соблюдении принципа невмешательства государств во внутренние дела друг друга, взаимодействия государств в области обеспечения прав и свобод соотечественников.
Цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников заключаются в оказании государственной поддержки и помощи соотечественникам в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, а также с учетом законодательства иностранных государств в реализации и обеспечении прав и свобод человека и гражданина, в том числе права:
свободно выражать, сохранять и развивать свою самобытность, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал;
устанавливать и свободно поддерживать всесторонние связи между соотечественниками и связи с Российской Федерацией, получать информацию из Российской Федерации;
создавать национально культурные автономии, общественные объединения, средства массовой информации и участвовать в их деятельности;
участвовать в работе неправительственных организаций на национальном и международном уровнях;
участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания и Российской Федерацией;
осуществлять свободный выбор места жительства или права на возвращение в Российскую Федерацию.
Поддержка соотечественников осуществляется в следующих сферах: в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации. Основные направления государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников определяет Президент РФ. Защита основных прав и свобод человека и гражданина применительно к соотечественникам является неотъемлемой частью внешнеполитической деятельности Российской Федерации. Программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом соблюдения тем или иным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина 159 .
159 Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов. Ростов н/Д, 2008. С. 355.
Дискриминация граждан РФ, проживающих за рубежом, может быть основанием для пересмотра политики Российской Федерации в отношении иностранного государства, в котором такая дискриминация имеет место. Несоблюдение иностранным государством общепризнанных принципов и норм международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина в отношении соотечественников является достаточным основанием для принятия органами государственной власти Российской Федерации предусмотренных нормами международного права мер по защите интересов соотечественников.
36.5. Административно правовое регулирование въезда
в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации
В последние годы резко оживились и расширились политические, экономические, технические, торговые, научные, культурные, туристические и другие связи и контакты РФ, ее государственных органов и организаций, общественных объединений и граждан с другими государствами, их государственными и общественными организациями, предпринимателями, гражданами. Российским законодательством сняты многие ограничения на выезд из РФ и въезд в нее российских и иностранных граждан. В результате этого значительно увеличился поток граждан, пересекающих Государственную границу РФ в том и другом направлении. В связи с этим важное значение приобретает режим въезда в РФ и выезда из нее.