Пожалуйста активируйте JavaScript и перезагрузите страницу!
Это необходимо для корректной работы сайта
Добро пожаловать на наш ресурс!
Здесь Вы найдете для себя много полезной информации!
linuxprof.ru

Правовой режим земельного участка и объектов недвижимости — Страница 23 — Ваш юрист

Правовой режим земельного участка и объектов недвижимости

93 Однако все же самым сложным и актуальным является такой вопрос: готова ли судебная практика отказаться от грамматического понимания положений ст. 130 ГК РФ в части непременной квалификации здания как самостоятельной недвижимой вещи и на основе широкой интерпретации понятия земельного участка прийти к выводу о том, что не только сооружения, но и здания могут являться составной частью участка? Ответы на него, увы, уже не столь однозначны, как мне бы этого хотелось. Обратимся к материалам судебной практики.

94 В практике Президиума ВАС РФ есть два примера, в которых Суд применил к земельному участку и зданиям на нем концепцию единого объекта и признал здания составной частью земельного участка: первый — обзор судебной практики разрешения споров, возникающих из негаторных исков, где обсуждается правовой режим здания, строительство которого было завершено (и получено разрешение на ввод здания в эксплуатацию), но право собственности на которое зарегистрировано не было (п. 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 № 153 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения»); второй — уже упоминавшееся в контексте обсуждения правовой природы сооружений (футбольного поля) дело Разиевского (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 № 17085/12). Оно представляет максимальный интерес как пример распространения идеи составных частей участка не только на плоскостные поверхностные сооружения (футбольные поля), но и на здания, построенные на нем.

95 Фабула первого примера следующая. Общество, владеющее земельным участком и возведенным на нем зданием, обратилось в арбитражный суд с иском к предпринимателю, собственнику соседнего земельного участка, о демонтаже деревянной постройки без фундамента, поскольку в результате ее установки затеняются сверх нормативов помещения на первом этаже принадлежащего истцу здания. Ответчик против иска возражал, утверждая, что истцу не принадлежит право на здание, в котором затеняются помещения, поскольку оно было возведено в 2006 г. 48, однако право собственности истца на него до настоящего времени не зарегистрировано. В связи с этим оно, по мнению ответчика, является самовольной постройкой.

48 Иными словами, после введения в России регистрационной системы (с 30.01.1998). Это важно, так как в соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на вновь возведенное здание возникает у застройщика с момента государственной регистрации данного права.

96 Суд первой инстанции иск удовлетворил, мотивировав свое решение следующим. Истец доказал, что в 1997 г. ему в собственность был предоставлен земельный участок. Право на этот земельный участок не зарегистрировано, однако согласно ст. 6 Закона о регистрации 1997 г. права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу названного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации. Истец также доказал, что им было получено разрешение на строительство здания и его эксплуатацию. По этой причине объект не является самовольной постройкой. Как было указано в заключении эксперта, деревянная постройка, расположенная вблизи здания, препятствует попаданию дневного света согласно нормативам в помещения, расположенные на первом этаже здания. Отсутствие регистрации ранее возникшего права истца (до введения в Российской Федерации системы регистрации прав на недвижимое имущество) на земельный участок, а также на возведенное на нем впоследствии здание (после введения системы регистрации прав на недвижимое имущество), по мнению суда, не является препятствием для удовлетворения его негаторного иска. Кроме того, согласно ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил и требований о целевом назначении земельного участка. В итоге суд сделал вывод о том, что «собственник земельного участка имеет право на защиту своего права не только на земельный участок, но и на возведенное на нем здание, являющееся, по существу, составной частью принадлежащего ему на праве собственности земельного участка».

Пожертвование на развитие ресурса