Например, виновный дает указания подчиненным не производить удержания из заработной платы должника; переименовывает должность, которую не может занимать осужденный; препятствует судебному приставу-исполнителю войти в служебное помещение либо совершить там действия по исполнению решения; скрывает копии приговора в целях недопущения исполнения его в части производства удержания части заработка осужденного к исправительным работам.
Для квалификации деяния как воспрепятствования исполнению судебного решения наличие признака злостности не является обязательным.
Следует сказать, что если воспрепятствование исполнению приговора, решения суда или иного акта сопровождается насилием или угрозами в адрес судебного пристава или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, то действия виновного необходимо квалифицировать по ст. 296 УК РФ.
Состав преступления, предусмотренный ст. 315 УК РФ, является формальным.
Преступления, предусмотренные ст. 315 УК РФ, являются длящимися и определяются временным периодом от начала злостного неисполнения судебного решения в установленный законом срок либо с момента воспрепятствования его исполнению в тот же срок и заканчиваются с момента привлечения виновного к ответственности или исполнения предписания суда. Оба предупреждения об уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ должны «укладываться» в данный период.
В случаях, когда должностное лицо организации после возбуждения исполнительного производства определенный период времени исполняло судебное решение (принимало к этому меры), а затем стало уклоняться от его исполнения, началом совершения преступления будет дата, следующая за этим периодом, а его окончанием — дата пресечения или добровольного прекращения данного действия (бездействия).
Субъективная сторона характеризуется умышленной виной в виде прямого умысла. Виновный сознает, что не исполняет приговор, решение суда или иной судебный акт либо воспрепятствует его исполнению и желает этого. Мотивы преступления на квалификацию не влияют. Ими могут быть личные отношения, интересы службы, корыстные мотивы и т.п.
Согласно сложившейся практике применения уголовного закона субъект названного преступления — специальный, т.е. уголовная ответственность применяется исключительно к лицам, прямо указанным в диспозиции ст. 315 УК РФ, а именно: в отношении представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации.
В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Если деятельность большинства представителей власти строится на взаимоотношениях с лицами, не находящимися в их административном подчинении, то полномочия некоторых представителей власти имеют силу в определенных ведомственных границах.
Так, например, судебные приставы-исполнители действуют как представители власти, когда исполняют решения суда по взысканиям различного рода.
Деятельность представителя власти выражается в основанных на законе распоряжениях или действиях, имеющих юридическое значение, в отношении отдельных граждан, должностных лиц учреждений, организаций и предприятий независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности. Требование о том, что только законные распоряжения или действия представителя власти подлежат исполнению, обязывает в каждом случае разрешения вопроса о наличии в его действиях признаков преступления уяснять его полномочия, обусловленные ими права и обязанности. Обычно эти вопросы регламентированы в законах и иных нормативных правовых актах.