Таким образом, актуальная редакция уголовного законодательства призвана стимулировать должников к исполнению обязательств, а своевременное и правильное документирование преступной деятельности злостного должника является важным элементом уголовного преследования, а иногда и ключевым аргументом в механизме погашения кредиторской задолженности.
§ 5. Исполнительная ответственность
Вопрос о существовании исполнительной ответственности может быть охарактеризован на сегодня как неоднозначный.
Субъектом так называемой исполнительной ответственности, предусмотренной Законом об исполнительном производстве, является сам должник.
Закон об исполнительном производстве содержит санкцию в отношении должника, а именно взыскание исполнительского сбора с суммы задолженности, тем самым побуждая должника-гражданина своевременно исполнять обязанность по выполнению требований исполнительного документа, так как к сумме долга прибавляется 7% исполнительского сбора, что является для должника дополнительными материальными затратами.
§ 6. Перспективы применения процедуры медиации
в исполнительном производстве
В целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений был разработан Закон о медиации.
На сегодняшний день процедура медиации рассматривается не только как альтернативный государственному суду способ разрешения споров, но и как способ поведения в конфликте.
Цель медиации — предложить взаимоприемлемый и быстрый способ разрешения споров с участием медиатора, на основе добровольного согласия сторон, который должен отличаться гибкостью и гарантировать исполнимость решений, принятых в ходе проведения процедуры медиации, и сэкономить судебные издержки сторонам.
Закон о медиации не регулирует вопросы медиации в рамках исполнительного производства, поскольку в исполнительном производстве отсутствует спор о праве в собственном смысле слова, так как предполагается, что такой спор уже был разрешен судебным решением, вступившим в законную силу. Закон о медиации прежде всего направлен на урегулирование медиации только в тех сферах, где имеется спор о праве.
Возможности медиации в исполнительном производстве могут быть сегодня востребованы, например, при реструктуризации задолженности, проведении соответствующих переговоров между должником и кредитором.
Для реализации норм Закона о медиации Минюстом России предлагается внести соответствующие изменения в Закон об исполнительном производстве, регулирующие вопросы правового значения обращения к процедуре медиации в исполнительном производстве, статус медиатора, соотношение процедур медиации и исполнительного производства.
По нашему мнению, примирительные процедуры должны предприниматься на стадии исполнительного производства. В рамках судебного исполнения часто возникают неразрешимые в обычном порядке разногласия между сторонами относительно способов, размера и методов исполнения судебных актов.
Медиативные процедуры в исполнительном производстве не призваны стать альтернативой деятельности судебного пристава, а направлены на обеспечение дополнительных правовых и экономических возможностей для урегулирования разногласий между участниками исполнительного производства. Обращение сторон исполнительного производства к медиатору должно повлечь приостановление исполнительного производства судом на определенный законом срок, но не его прекращение. При этом должник должен быть мотивирован на более активное участие в медиативных процедурах в связи с возможностью применения к нему принудительных мер исполнения, в том числе ограничений личного и имущественного характера.