СУДЕБНОГО ПРИСТАВА-ИСПОЛНИТЕЛЯ В СУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ
§ 1. Специфика оспаривания действий (бездействия)
службы судебных приставов и
ее должностных лиц в судебном порядке
Защита прав и интересов взыскателей неразрывно связана с вопросами оспаривания действий и решений, которые принимаются судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства и способны повлиять на общий ход исполнения соответствующих судебных решений, а также актов иных органов и должностных лиц.
Служба судебных приставов является неотъемлемой составляющей системы органов исполнительной власти РФ. При этом ей присущ особый публично-правовой характер отношений, возникающих в связи с оспариванием постановлений, действий (бездействия) как судебного пристава-исполнителя, так и иных должностных лиц ФССП России, что, соответственно, обуславливает специфику процедуры рассмотрения таких жалоб, отличную от той, которая предусмотрена для частноправовых споров.
Судебный пристав-исполнитель, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах», является должностным лицом, состоящим на государственной службе. В связи с этим обжалование его действий в судебном порядке сходно с обжалованием действий иных должностных лиц, а также государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, однако имеет и свою специфику, обусловленную исполнительным производством.
Как следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ, должностным лицом является лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.
Отличительной особенностью должностного лица является не срок осуществления им своих полномочий, а именно специфические полномочия, осуществление функций представителя власти либо выполнение организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных функций и место в системе органов (государственный орган или орган местного самоуправления).
Под должностным лицом ФССП России следует понимать руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов и обеспечению установленного порядка деятельности судов, его заместителей; руководителя территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, его заместителей; руководителя структурного подразделения территориального органа указанного федерального органа исполнительной власти, его заместителей; судебного пристава-исполнителя; судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов, уполномоченного составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях.
Деятельность судебных приставов-исполнителей регулируется Законом об исполнительном производстве, Федеральным законом «О судебных приставах», АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ, ведомственными нормативными актами.
Таким образом, действующее законодательство об исполнительном производстве, являясь комплексным, соединяет в себе нормы различной отраслевой принадлежности (гражданского процессуального, арбитражного процессуального, административного процессуального, гражданского и иных отраслей права) и рассчитано на реализацию актов как судебных, так и несудебных юрисдикционных органов (налоговых, административных и др.). В связи с этим можно также утверждать, что оспаривание постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя — это межотраслевой институт процессуального права.