Указанные положения применяются также при оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей.
Таким образом, если место нахождения органа или должностного лица не совпадает с территорией, на которую распространяется их компетенция, заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются их полномочия или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо.
На практике суды при определении места исполнения судебным приставом-исполнителем своих обязанностей исходят из положений ст. 33 Закона об исполнительном производстве, согласно которой, если должником является гражданин, исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем по его месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Если должником является организация, то исполнительные действия совершаются и меры принудительного исполнения применяются по ее юридическому адресу, местонахождению ее имущества или по юридическому адресу ее представительства или филиала (см., например, Апелляционные определения Московского городского суда от 06.07.2015 № 33-23351/2015, Свердловского областного суда от 21.01.2015 № 33-791/2015, Кемеровского областного суда от 03.06.2015 № 33А-5745).
Обратите внимание: альтернативная подсудность (по месту жительства гражданина) по оспариванию действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей в КАС РФ не предусмотрена.
Что касается арбитражных судов, то в ч. 6 ст. 38 АПК РФ определена исключительная подсудность дел по заявлениям об оспаривании решений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей — по месту нахождения судебного пристава-исполнителя.
По мнению арбитражных судов, местом нахождения судебного пристава-исполнителя является место нахождения (адрес) структурного подразделения территориального органа ФССП России (отдела) (см., например, решение Арбитражного суда Московской области от 25.09.2009 № А41-29495/09).
Глава 5. ЖАЛОБЫ, ПОДАННЫЕ ВЫШЕСТОЯЩЕМУ ЛИЦУ
СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
§ 1. Жалобы и обращения как способ
внесудебной защиты прав и интересов взыскателя
Для получения необходимых разъяснений, содействия, дачи рекомендаций по общим и конкретным вопросам, а также для восстановления или защиты прав в сфере исполнительного производства заинтересованные лица вправе обратиться в службу судебных приставов с обращением.
Порядок рассмотрения обращений граждан в исполнительном производстве регулируется как Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», так и гл. 18 Закона об исполнительном производстве.
Таким образом, законодатель, осуществляя публично-правовые функции в сфере защиты прав и свобод не только конкретного человека и гражданина, но в целом интересов общества и государства в целях повышения эффективности осуществления принудительного исполнения, предусмотрел нормы, посвященные оспариванию постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, в отдельной главе Закона об исполнительном производстве.
В рамках Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращения граждан определенным образом дифференцируются.
Предложение — это рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности службы судебных приставов, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности службы судебных приставов.