В Законе об исполнительном производстве установлен особый порядок рассмотрения жалоб, поданных руководству службы судебных приставов, который предполагает более ограниченный срок рассмотрения жалобы и личную ответственность лица, рассматривающего жалобу (решение, принятое по жалобе, можно также обжаловать), но заявителю при подаче такой жалобы необходимо строго соблюсти все формальности (срок подачи, реквизиты жалобы и т.д.).
Жалобу может подать любая сторона исполнительного производства, т.е. должник и взыскатель, указанные таковыми в исполнительном документе, а также любое лицо, чьи права нарушены постановлением, действием либо бездействием судебного пристава-исполнителя или другого должностного лица службы судебных приставов.
Например, судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство об обязании гражданина Ф. произвести работы по восстановлению вентиляционного короба у себя в квартире. Должником по исполнительному документу является гражданин Ф., а взыскателем — государственное унитарное предприятие дирекции единого заказчика. Однако неисполнение решения суда затрагивает права соседей снизу и сверху, так как у них нарушена вентиляция, а следовательно, они будут надлежащими заявителями в случае подачи жалобы.
Порядок приема, рассмотрения, движения жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц ФССП России, поданных в порядке подчиненности, и материалов по ним, а также действия должностных лиц в целях реализации положений гл. 18 Закона об исполнительном производстве по восстановлению и защите прав и законных интересов граждан и организаций, нарушенных при организации принудительного исполнения судебных актов и актов специально уполномоченных органов, определяются Методическими рекомендациями об организации работы по рассмотрению жалоб на постановления, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в порядке подчиненности, утвержденными ФССП России 29 сентября 2011 г.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в 10-дневный срок, исчисляемый со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта бездействия или отказа в отводе (этот отказ оформляется постановлением). В случае если лицо не было извещено о времени и месте совершения действий, указанный срок исчисляется со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии). При исчислении срока подачи жалобы подлежат применению общие нормы ст. ст. 15, 16 Закона об исполнительном производстве.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве, следует, что лицо, подавшее жалобу, вправе заявить ходатайство о восстановлении пропущенного срока обжалования. Срок подачи жалобы может быть восстановлен по ходатайству лица, обратившегося с жалобой, если причина пропуска срока будет признана уважительной.
Обратите внимание: если жалоба сдана в почтовое отделение до 24:00 последнего дня установленного срока, установленный срок не считается пропущенным.
Пропуск срока влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу. Такая жалоба считается неподанной.