Защита социальных прав в Европейском суде по правам человека

Для подобного сравнения важным фактором является установление аналогичности ситуаций, в которых находятся сравниваемые лица. Например, в деле Carson and Others v. UK 69 заявители утверждали, что положение законодательства Великобритании, предусматривающее большую надбавку к пенсии тем лицам, которые проживают на территории государства, дискриминирует тех пенсионеров, которые проживают в других странах. Суд отказал в удовлетворении заявления о дискриминации, поскольку заявители находились в иной ситуации по сравнению с пенсионерами, проживающими в Великобритании, где жизнь чрезвычайно дорога.

 

69 ECtHR, Carson and Others v. UK [GC] (no. 42184/05), 16 March 2010.

Правило распределения бремени доказывания в делах о дискриминации — это одно из важных положений в практике Европейского суда, обеспечивающее наибольшую эффективность рассмотрения подобных дел. Согласно прецедентам ЕСПЧ в случае, если заявитель доказал разницу в обращении, государство-ответчик должно доказать, что эта разница была оправданна и не является дискриминацией 70 .

 

70 , например: пар. 78 решения по делу I.B. v. GRECE. ECtHR, I.B. v. GRECE (no 552/10), 03/10/2013.

2.2. Косвенная дискриминация.

Практика рассмотрения дел о косвенной дискриминации в практике ЕСПЧ должна быть особенно интересна для российских юристов, поскольку эта категория отсутствует в российской юриспруденции. Косвенная дискриминация, в соответствии с информацией, размещенной в судебных базах открытого доступа, никогда не упоминается в судебной практике 71 . Отсутствие упоминаний можно объяснить недостатками Трудового кодекса Российской Федерации, который не содержит норм о косвенной дискриминации (только в ст. 64 ТК РФ есть норма о запрете косвенного ограничения прав или установления косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от различных признаков). Интересно отметить, что согласно толкованию Международной организации труда Конвенция n 111 о дискриминации в области труда и занятий распространяется как на прямую, так и косвенную дискриминацию 72 . МОТ рекомендует государствам обратить внимание на оба вида дискриминации при подготовке правовых документов на национальном уровне. Таким образом, теоретически представляется возможным требовать судебной защиты от косвенной дискриминации на основании норм Конвенции МОТ n 111, апеллируя к правовым позициям ЕСПЧ.

 

71 Тестовый поиск «косвенная дискриминация» был осуществлен на сайтах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ: http://www.vsrf.ru/, www.ksrf.ru ( 23.10.2013).

72 Руководство МОТ по разработке трудового законодательства: http://www.ilo.org/legacy/russian/dialogue/ifpdial/llg/ ( 28.10.2013).

Косвенная дискриминация понимается ЕСПЧ как разница в обращении, выраженная в таком эффекте нейтральной политики или меры, который наносит несоразмерный вред определенным группам людей 73 .

 

73 ECtHR, Opuz v. Turkey (no. 33401/02), 9 June 2009, para. 183; ECtHR, Zarb Adami v. Malta (no. 17209/02), 20 June 2006, para. 80.

Анализ прецедентного права ЕСПЧ 74 позволяет нам определить порядок судебного рассмотрения в делах о косвенной дискриминации, в котором особое внимание уделяется эффектам нейтральных правил, которые должны значительно более негативно влиять на заявителя. При определении значительности негативных последствий реализации нейтральных норм суд использует статистические данные, сравнивая с данными воздействия тех же норм на иные группы лиц. Затем в случае установления факта косвенной дискриминации суд решает, были ли у нейтрального правила, имеющего косвенный дискриминационный эффект, обоснованные и объективные обоснования (reasonable and objective justification). Как уже отмечалось, такое обоснование имеет место, если различие в обращении преследует законную цель и если существует разумная соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью 75 .