Законом об исполнительном производстве регулируется как судебный, так и внесудебный порядок оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.
Существенно расширив полномочия судебных приставов по принудительному исполнению требований исполнительных документов, законодатель предусмотрел ряд положений, способствующих гармонизации прав взыскателя и должника. В частности, путем введения института оспаривания постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц ФССП России (старшего судебного пристава, главного судебного пристава субъекта РФ, главного судебного пристава РФ и их заместителей) в порядке подчиненности, а также в судебном порядке.
Следует отметить, что действующее законодательство об исполнительном производстве сам порядок предварительного внесудебного обжалования постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя не устанавливает.
Обратите внимание: оспаривание в судебном порядке имеет преимущество перед внесудебным.
Данный вывод обусловлен следующим. Если по жалобе аналогичного содержания судом принято решение, то в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо ФССП России обязано отказать в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий. В свою очередь, если решение судом еще не принято, то в соответствии с ч. 2 ст. 126 этого Закона рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности, подлежит приостановлению.
Таким образом, обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя представляет собой форму судебного контроля в исполнительном производстве, имеющую своей целью защиту прав и интересов сторон исполнительного производства. Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя отличается от прочих публично-правовых споров тем, что оно возбуждается на основании не заявления, а жалобы, которая не облагается государственной пошлиной за ее подачу.
Объектами обжалования могут являться следующие.
Решение, которое принимается на основе нормативного правового акта в пределах компетенции судебного пристава-исполнителя.
Под решением следует понимать любой письменно оформленный распорядительный (правоприменительный) акт, исходящий от уполномоченного на то должностного лица, влекущий правовые последствия для конкретных лиц (субъектов) и содержащий предписание, дозволение или запрет общего либо индивидуального характера 1.
1 Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учеб.-методич. пособ. М., 2003. С. 191.
Как справедливо отмечено в литературе, решения являются разновидностью действий должностных лиц соответствующих органов, право на обжалование этих решений не может быть ограничено какими-либо критериями, например наименованием соответствующего документа, наличием (отсутствием) каких-либо реквизитов и т.д. 1.
1 Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный, науч.-практ.) / Под ред. М.А. Викут. М., 2003. С. 477.
Действия (т.е. осуществление какой-либо деятельности, с которой связано наступление юридических последствий), оформленные надлежащим образом, а также совершенные без какого-либо оформления (оформление по такого рода действиям не предусмотрено либо предусмотрено, но оформление результатов действия или самого действия не производилось, хотя должно было производиться). К действиям относится также отказ в совершении действия.