Постановления, действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции (ст. 128 Закона об исполнительном производстве).
В основном заявления об оспаривании постановлений судебного пристава-исполнителя, его действий (бездействия) подаются в суд общей юрисдикции.
В арбитражный суд обращаются в случаях оспаривания действий (бездействия):
— по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражным судом;
— по исполнению требований, содержащихся в актах органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением актов Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя;
— по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
— по исполнению постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, если должником являются организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
— в иных случаях, напрямую установленных АПК РФ.
На практике возникают вопросы подведомственности при оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в рамках сводного исполнительного производства. В частности, в одном исполнительном производстве могут находиться исполнительные документы как арбитражного суда, так и суда общей юрисдикции.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», в случае если в рамках сводного исполнительного производства наряду с исполнительными документами арбитражных судов исполняются исполнительные документы, выданные судами общей юрисдикции, и (или) исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции, заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, связанных с осуществлением сводного исполнительного производства в целом, разрешаются судом общей юрисдикции (п. 4).
Заявление об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя подлежит рассмотрению арбитражным судом, если оно принято к производству арбитражного суда до объединения исполнительных производств в сводное исполнительное производство, в котором также исполняются исполнительные листы, выданные судами общей юрисдикции, и (или) исполнительные документы несудебных органов, проверка законности которых относится к компетенции судов общей юрисдикции.
В силу ст. 22 КАС РФ административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу — по месту нахождения органа, в котором указанное лицо исполняет свои обязанности.
В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъясняется, что если полномочия органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего распространяются на несколько районов, административное исковое заявление подается в суд того района, на территории которого возникли или могут возникнуть правовые последствия оспариваемых административным истцом действий (бездействия) либо на территории которого исполняется оспариваемое решение.