— стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности юридических лиц, привлечение инвестиций.
Обстоятельства, в связи с которыми возникает участие
государства в хозяйственных обществах
Реализация государством прав акционера
Позиция государства как акционера выражается в письменных директивах Росимущества или другого уполномоченного государственного органа.
Для акционерных обществ, включенных в специальный перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23 января 2003 г. № 91-р, позиция акционера — Российской Федерации по значительному кругу директивных вопросов осуществляется Правительством Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации или по его поручению заместителем Председателя Правительства Российской Федерации.
ДИРЕКТИВА — выдаваемое представителю государства письменное распоряжение голосовать определенным образом по вопросам повестки дня общего собрания или совета директоров.
Вопросы повестки дня общего собрания, по которым выдаются обязательные директивы:
— утверждение повестки дня;
— увеличение уставного капитала путем дополнительной эмиссии;
— образование и досрочное прекращение полномочий ЕИО общества;
— рекомендации по размеру дивидендов одобрение крупных сделок;
— принятие решения об участии и о прекращении участия в других обществах (п. 17 Порядка деятельности представителей интересов Российской Федерации в совете директоров, утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. № 738).
Представители государства в органах управления
хозяйственных субъектов
Представители интересов государства в органах управления акционерных обществ (ст. 39 Закона о приватизации):
Лица, занимающие соответственно государственные и муниципальные должности.
Иные лица:
— независимые директора — лица, которые связаны с корпорацией исключительно в силу своего членства в совете директоров;
— профессиональные поверенные — эксперты в той или иной области, с которыми заключается договор о представлении интересов Российской Федерации (голосуют по директивам, однако не являются государственными/муниципальными служащими).
Независимый директор и его аффилированные лица не должны:
— занимать должности в органах управления, быть работником(-ами) общества, его дочерних обществ и (или) управляющей организации;
— быть аудитором общества или аффилированным лицом аудитора общества;
— быть аффилированными обществу и его дочерним обществам;
— быть контрагентом или работником контрагента общества, если совокупный объем сделок в целях реализации договора в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества;
— представлять интересы контрагентов общества, с которыми совокупный объем сделок в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества;
— получать от общества вознаграждения и иные выплаты величиной 10% и более совокупного годового дохода указанных лиц, за исключением выплат как независимому директору и заключения сделок для обеспечения личных, домашних, семейных или иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд.
Независимый директор не должен:
— являться государственным служащим или служащим Банка России;
— являться непрерывно в течение последних пяти лет членом совета директоров, в который его избирают;