Понятие «корпоративное управление»
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — система взаимоотношений между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами; контроля над деятельностью компании, служащая для определения целей компании и средств их достижения и для создания заинтересованности у совета директоров и руководства компании в следовании этим целям (из «Принципов корпоративного управления» ОЭСР).
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — понятие, охватывающее систему взаимоотношений между исполнительными органами акционерного общества, его советом директоров, акционерами и другими заинтересованными сторонами. Корпоративное управление является инструментом для определения целей общества и средств достижения этих целей, а также обеспечения эффективного контроля за деятельностью общества со стороны акционеров и других заинтересованных сторон (Кодекс корпоративного управления).
КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ — совокупность способов воздействия или процесс, с помощью которого управляется деятельность корпораций.
Участники корпоративного управления
Соотношение интересов участников
корпоративного управления
Принципы корпоративного управления сформулированы
в «Принципах корпоративного управления ОЭСР *» (1999)
* ОЭСР — Совет Организации экономического сотрудничества и развития.
Справедливость:
— равное отношение к акционерам, включая миноритариев и иностранных акционеров;
— должно учитываться, какие издержки и какие выгоды влечет осуществление акционерами своего права голоса.
Ответственность:
— ответственность за управление компанией возлагается на членов органов управления.
Прозрачность:
— структура корпоративного управления должна обеспечивать своевременное и точное раскрытие информации по всем существенным вопросам деятельности компании.
Подотчетность:
— менеджмент компании подотчетен органам управления;
— органы управления подотчетны акционерам.
Основные доктрины корпоративного управления
«АГЕНТСКАЯ ТЕОРИЯ» — наемные менеджеры компании выступают в качестве агентов по отношению к собственникам бизнеса (принципалам). У агентов и принципалов различные интересы, разное знание компании и отношение к риску. Цель принципалов — устойчивость бизнеса, минимизация издержек на управление, увеличение стоимости компании. Цель агентов — увеличение своего материального вознаграждения, сохранение должности, повышение репутации (авторы: А. Берле, Д. Минз).
«МЕНЕДЖЕРСКАЯ ТЕОРИЯ» — ключевыми параметрами управления корпорацией выступают гибкость и контролируемость (управляемость). Молодые организации гибки и подвижны, но слабо контролируемы. С ростом компании контролируемость растет, а гибкость уменьшается (автор: И. Адизес).
«ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ» — компания должна соблюдать такую политику, принимать такие решения и следовать таким линиям поведения, которые являются наиболее желательными с точки зрения целей и ценностей общества (автор: Г. Боуэн).
Основные модели корпоративного управления
— ИНСАЙДЕРСКАЯ МОДЕЛЬ — характеризуется высокой концентрацией собственности. Контроль над корпорацией сосредоточен в руках определенной группы лиц, тесно связанной с ней имущественными отношениями. Роль миноритарных акционеров минимальна. Фондовый рынок имеет второстепенную роль по сравнению с банковским кредитованием (Германия, Япония, Франция).
— АУТСАЙДЕРСКАЯ МОДЕЛЬ — акционерный капитал «распылен» между сторонними инвесторами, компания финансируется в основном не за счет банковского кредитования, а путем привлечения средств индивидуальных и институциональных инвесторов (США, Великобритания).