Нередко возникают ситуации, когда лицо, осуществлявшее лечебную деятельность, занимало должность, не поименованную в данном Списке, хотя выполняло должностные обязанности, аналогичные тем, которые выполняет лицо, занимавшее должность, указанную в Списке. В связи с этим Министерство здравоохранения РФ своими приказами приводит такое противоречие в соответствие с законом.
Например, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года № 435 установлено по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Стоит обратить внимание также на следующее. Согласно письму Пенсионного фонда РФ от 30 сентября 2002 года № МЗ-25-27/8791 «О правовом статусе образовательных учреждений и учреждений здравоохранения» возникновение права на пенсию за выслугу лет (досрочное назначение трудовой пенсии по старости) законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих учреждениях, а не только с определенным видом деятельности. Это обусловлено не характером деятельности, а повышенной интенсивностью труда педагогических и медицинских работников, приводящего к преждевременной утрате трудоспособности и профессиональной пригодности из-за высоких эмоциональных и физических перегрузок в учреждениях, с установленной и регулируемой органами исполнительной власти нагрузкой и объемом работ.
Одним из условий реализации права на досрочную пенсию по старости (ранее — пенсия за выслугу лет) является деятельность педагогических и медицинских работников соответственно в учреждениях образования или в лечебно-профилактических (лечебных) учреждениях.
В случаях, если при создании организации определено, что она осуществляет свою деятельность на основании типового положения об организациях данного вида, имеется необходимость изучения соответствующего типового положения. При наличии в нем требуемых сведений оснований для дополнительных проверок признаков юридического лица не имеется.
В случаях отсутствия отсылки к типовому положению территориальные органы Пенсионного фонда РФ, принимая решения об отнесении организаций, в которых гражданин имел стаж работы, к числу учреждений, могут исходить из наличия признаков указанной организационно-правовой формы юридического лица: обособленное имущество, находящееся на праве оперативного управления учреждения (в собственности учредителя), документы, свидетельствующие о субсидиарной ответственности учредителя по обязательствам учреждения, печать, самостоятельный баланс или смета, право самостоятельного приема на работу или увольнения с работы.
Учитывая отсутствие вины заявителей при длительном проведении организацией регистрации учреждения и меры, принимаемые Министерством образования Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, направленные на упорядочение процесса регистрации юридических лиц и урегулирование проблемы, связанной со статусом подведомственных им организаций в целом, полагаем возможным при назначении пенсии дополнительно уточнять статус организации ко дню обращения за пенсией.