Распространяясь на всю систему прав и свобод человека и гражданина, данный принцип имеет важное значение для реализации социальных прав и свобод и функционирования механизмов социального обеспечения. Приведенные положения выражают также формально-юридический аспект принципа общеправового принципа справедливости.
Принцип законности вытекает из положений статьи 15 Конституции Российской Федерации, где она провозглашается как правовой акт высшей юридической силы. Законы и другие правовые акты не могут противоречить Конституции. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию и законы.
Принцип социального государства, сформулированный в статье 7 Конституции, ориентирует политику государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи на конституционном уровне признается необходимость охраны труда и здоровья людей, государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развития системы социальных служб. В данной конституционной норме юридически воплощены также и социальные аспекты общеправового принципа справедливости.
Принцип федерализма пронизывает все конституционные нормы и всю систему законодательства, в силу чего естественным образом выступает в качестве принципа государственного управления.
Федеративный характер государственного устройства России закреплен в статье 1 Конституции и развивается в положениях статьи 5. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.
Предметы ведения и полномочий Российской Федерации, ее субъектов, а также предметы их совместного ведения и полномочий, установленные нормами главы 3 Конституции Российской Федерации, реализуются в деятельности органов государственной власти федерального уровня и уровня субъектов Федерации, определяя их компетенцию, в том числе и в социальной сфере. Исходя из конституционно установленного разграничения предметов ведения и полномочий в государственной системе социального обеспечения выделяются федеральный уровень и уровень субъектов Федерации.
Принципы, присущие той или иной отрасли права, формируются на основе общеправовых принципов. Некодифицированный характер законодательного регулирования отношений по социальному обеспечению не позволяет говорить (как и в случае с общеправовыми принципами) об установлении отраслевых принципов права социального обеспечения. Содержание последних выводится из законодательных актов в данной сфере. В числе отраслевых принципов права социального обеспечения можно выделить следующие:
— всеобщность социального обеспечения (нормы законодательства, закрепляющие меры социального обеспечения, потенциально распространяются на всех граждан, а также проживающих в Российской Федерации граждан иностранных государств и лиц без гражданства);
— гарантированность социального обеспечения (возможность получения в порядке социального обеспечения предусмотренных законодательством материальных благ гарантирована каждому при наличии установленных обстоятельств, дающих право на получение этих благ);
— адресность социального обеспечения (предусмотренные законодательством меры социального обеспечения направлены на конкретных субъектов (группы субъектов: различные категории пенсионеров, инвалиды, ветераны и др.), обладающих в этой связи соответствующим специальным статусом);