116 СЗ РФ. 2011. № 49 (часть I). Ст. 7020.
117 Указ Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 10. Ст. 1334.
118 СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
Некоторые особенности службы в органах и учреждениях уголовно исполнительной системы отражены в главах с 4 й по 6 ю Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» 119 , правоохранительная служба в таможенных органах и органах федеральной службы судебных приставов регулируется специальными Законами «О службе в таможенных органах Российской Федерации» 120 и «О судебных приставах» 121 , в которых, насколько это возможно, подробно содержатся положения, определяющие содержание государственно служебных отношений в этих органах, прохождение службы в них, обеспечение государственной защиты сотрудников и членов их семей, а также многие другие аспекты данных видов правоохранительной службы. В соответствии с этими Законами издано множество указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, ведомственных правовых актов, раскрывающих механизм реализации норм, содержащихся в них. Служба в органах по контролю за оборотом наркотиков регулируется Указом Президента РФ, которым утверждено Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ 122 .
119 Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст. 1316.
120 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586.
121 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590.
122 СЗ РФ. 2003. № 23. Ст. 2197.
Правоохранительная служба характеризуется тем, что она осуществляется не любыми способами, а лишь с помощью юридических мер воздействия. К ним принято относить меры государственного принуждения, регламентируемые законом. Среди мер юридического воздействия важное место отводится мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике, допускаемой лишь в установленных законом пределах.
Следующим признаком правоохранительной службы является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия должны строго соответствовать предписаниям закона. Только закон может служить основанием применения конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Характерным для правоохранительной службы является и то, что государственные служащие правоохранительных органов реализуют свои полномочия в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур.
Не менее важным признаком правоохранительной службы является и то, что она может осуществляться лишь в специально уполномоченных государственных органах, комплектуемых соответствующим образом подготовленными служащими по большей части юристами. Организация и деятельность таких государственных органов детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в том числе путем установления особых процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных вопросов. Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых служащими правоохранительных органов решений о применении юридических мер воздействия, направленных на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.