Правоохранительная деятельность осуществляется как государственными служащими правоохранительной службы, так и военнослужащими. В частности, правоохранительная служба может осуществляться в органах федеральной службы безопасности, федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органах внутренних дел, прокуратуре, органах юстиции, органах уголовно исполнительной системы.
В настоящее время законодатель не принял самостоятельного закона о правоохранительной службе. Деятельность государственных служащих в правоохранительной сфере регулируется законами о конкретных правоохранительных органах.
В зависимости от цели, задач и характера выполняемых функций выделяются следующие виды правоохранительной деятельности:
1) конституционный контроль, суть которого состоит в разрешении различных дел на основе федерального конституционного законодательства о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации; конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации; законов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле; определение порядка выдвижения обвинения Президенту Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления 123 ;
123 Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2006. С. 217.
2) прокурорский надзор, который состоит в осуществлении Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами надзора: за исполнением законов государственными органами, должностными лицами предприятий, учреждений и организаций, а также различными объединениями; за соответствием законам издаваемых правовых нормативных актов; за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. При обнаружении нарушений закона и правовых нормативных актов прокуроры принимают меры к восстановлению законности путем опротестования незаконных актов либо отмены их и принятия соответствующих мер реагирования к виновным;
3) охрана общественного порядка и общественной безопасности включает в себя обеспечение личной безопасности граждан, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, правил хранения и обращения с оружием, боеприпасами, взрывными устройствами и взрывчатыми веществами, а также правил пожарной безопасности, ведение борьбы с незаконным оборотом наркотиков и др.;
4) обеспечение безопасности личности, общества и государства предполагает выявление внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности и осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации; защиту конституционного строя Российской Федерации; обеспечение суверенитета и территориальной неприкосновенности государства и др.;
5) раскрытие и расследование преступлений предполагает обнаружение признаков преступления и установление всех обстоятельств, имеющих значение для применения к виновным мер уголовного наказания; устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений; принятие мер по возмещению причиненного преступлением ущерба. Данная деятельность создает условия для рассмотрения материалов уголовных дел в суде с последующим применением к виновным мер уголовного наказания и организацией их исполнения либо реабилитации невиновных;