Компетенция Президента РФ, а также основы разграничения компетенции в правоохранительных органах в области утверждения перечней должностей, персональных званий и порядка их присвоения определены в нормативных актах, посвященных органам наркоконтроля, ФЗ о службе в таможенных органах и т.д.
Сотрудники правоохранительных органов имеют форменную одежду. Им выдаются служебные удостоверения, а также могут выдаваться служебные знаки.
Прохождение правоохранительной службы предполагает аттестацию сотрудников, замещающих должности, указанные в нормативных правовых актах; возможность их перевода, прикомандирования к государственным органам и организациям; привлечения к выполнению специальных заданий. К ним могут быть применены меры поощрения и дисциплинарной ответственности по основаниям и в порядке, которые предусмотрены актами об их службе и дисциплине.
Статус сотрудников правоохранительных органов включает также систему правовых норм, регламентирующих социально бытовые условия прохождения ими службы. Имеются в виду вопросы труда и отдыха, денежного и вещевого обеспечения, а также пенсионного, жилищного, медицинского и санаторно курортного обеспечения, гарантий и компенсаций им и их семьям.
Должность правоохранительной службы учреждается для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, в которых предусмотрена правоохранительная служба, либо лица, замещающего государственную должность Российской Федерации в указанных органах.
Перечни типовых должностей правоохранительной службы и соответствующих им специальных званий и классных чинов утверждаются Президентом РФ. На их основе уполномоченными руководителями государственных органов утверждаются перечни должностей правоохранительной службы.
В зависимости от функционального назначения должности правоохранительной службы подразделяются на категории «руководители», «помощники (советники)» и «специалисты». В отличие от гражданской службы, здесь не выделяются должности категории «обеспечивающие специалисты».
К категории «руководители» относятся должности правоохранительной службы руководителя (кроме государственных должностей Российской Федерации), заместителей руководителя государственного органа, его структурных подразделений; территориальных органов и их структурных подразделений; иных органов и организаций, подчиненных государственному органу, в котором предусмотрена правоохранительная служба.
К категории «помощники (советники)» относятся должности, учреждаемые для обеспечения деятельности лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
К категории «специалисты» должности, учреждаемые для профессиональной реализации функций правоохранительной службы а) на постоянной основе; б) на непостоянной основе и обеспечения выполнения указанных функций.
Должности правоохранительной службы подразделяются на должности, по которым присваиваются:
Специальные звания. Они делятся на пять групп: V младший состав; IV младший начальствующий состав; III средний начальствующий состав; II старший начальствующий состав; I высший начальствующий состав правоохранительной службы.
Классные чины. Должности, по которым присваиваются классные чины, подразделяются на группы, соответствующие группам должностей, по которым присваиваются специальные звания: V группа младшие, IV старшие, III ведущие, II главные, I высшие должности правоохранительной службы.
Должности категории «руководители» и «помощники (советники)» относятся соответственно к I, II и III группам должностей, категории «специалисты» ко всем, кроме I, группам должностей.
Законом предусмотрены квалификационные требования, дифференцированные по категориям и группам должностей правоохранительной службы. Они относятся к уровню профессионального образования, стажу правоохранительной службы, опыту работы по специальности, профессиональным знаниям, умениям, состоянию здоровья и физической подготовки служащего, необходимым при исполнении служебных обязанностей.