В числе недостатков функционального типа структуры можно назвать следующие: узкая специализация работников не позволяет использовать их в случае необходимости на других участках работы внутри государственного органа; одновременная подчиненность нескольким функциональным руководителям создает предпосылки для возможных разногласий в принятии решений, «размывание ответственности функциональных звеньев за работу подведомственных объектов в целом и др.».
Линейно функциональный тип основан на сочетании линейного и функционального начал построения органа государственного управления. При данном типе структуры представляется возможным обеспечить сочетание разнородных звеньев внутри органа и учесть положительные стороны двух предыдущих типов организационных структур.
Важнейшим условием эффективной работы государственного органа является правильное установление компетенции линейных и функциональных структурных подразделений с тем, чтобы исключить возможность вмешательства в дела друг друга. Причем указания функциональных служб могут касаться только специального круга вопросов, а не всей их деятельности. Система линейного подчинения структурных подразделений органа государственного управления с учетом характера и особенностей его компетенции закрепляется в соответствующей организационной схеме 10 . Развитие самоуправленческих механизмов в управляемых объектах (в условиях демократии и рынка), необходимость реализации национальных российских программ заставляет искать новые организационные структуры управления. В связи с этим в последнее десятилетие во многих странах все большее внимание привлекают программно целевые структуры, в соответствии с которыми в основу организационной структуры закладывается какая либо цель или комплексная программа (организация и проведение Олимпийских игр, улучшение демографических процессов и др.) и им подчиняются соответствующие элементы и взаимосвязи. Это способствует интеграции интеллектуальных, природных, производственных, информационных и иных ресурсов для решения актуальных общественных проблем.
10 Уваров В.И. Государственная служба и управление: Учеб. Петропавловск: Изд во СКЮА, 2004. С. 49 50.
7. Принципы коллегиальности и единоначалия. Организация деятельности органов исполнительной власти осуществляется в форме коллегиального или единоличного управления (руководства). Управленческие решения применяются коллегиальным органом путем голосования. Руководитель несет персональную ответственность за организацию и функционирование этого органа (федеральный министр, глава областной администрации).
1.4. Исполнительная власть и государственное управление:
взаимосвязь и соотношение
Рассматривая проблемы взаимосвязи и соотношения понятий «исполнительная власть» и «государственное управление» и учитывая данную нами выше характеристику понятий и сущности второго из приведенных социально правовых феноменов, остановимся прежде всего на уяснении понятия «исполнительная власть». При этом наиболее удачной является представление характерных черт исполнительной власти, которое дается Ю.М. Козловым 11 .
11 Административное право: Учеб. М., 2002. С. 23 25.
Соглашаясь с Ю.М. Козловым относительно приведенных им признаков власти, выделим главные из них. В этом случае исполнительная власть:
является органичной и относительно самостоятельной ветвью государственной власти;
является проводником государственной политики в жизнь;
подзаконна по своему характеру и задачам;
объективирована в виде хорошо организованной системы органов исполнительной власти;