Первые две группы составляют права, способствующие непосредственной реализации правового статуса служащего. Среди них исходя из специфики правоохранительного органа в первую очередь можно назвать права, предоставляемые различным категориям служащих. Например, Закон «О полиции» наделяет полицейских правами применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения и т.п. Вторая группа прав предоставляется отдельным служащим правоохранительной службы. Ярким примером могут служить ведомственные акты, наделяющие служащих правоохранительных органов правами по составлению протоколов об административных правонарушениях, осуществлению административного задержания и иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Правами по осуществлению оперативно розыскной деятельности также наделяются конкретные служащие правоохранительных органов. Отдельными правами наделяются участковые уполномоченные полиции, судебные приставы и служащие других правоохранительных органов. К этой же группе прав относятся права, содержащиеся в должностных инструкциях.
Третья группа прав оказывает опосредованное влияние на содержание правового статуса служащего правоохранительной службы. К ним, в частности, относятся:
право служащего на участие в конкурсе на замещение вакантной правоохранительной должности;
право на ознакомление с документами, определяющими права и обязанности служащего по замещаемой должности;
право служащего на продвижение по службе, переподготовку и повышение квалификации;
право на обеспечение служащему надлежащих условий, необходимых для исполнения должности;
право на государственную защиту, а также ряд других прав, установленных действующим законодательством.
Эти права являются общими для всех служащих правоохранительной службы и гарантированы законодательством.
Поступая на государственную службу, служащие правоохранительной службы добровольно принимают ряд учрежденных законодательством ограничений и запретов. Поэтому в рамках данного элемента правового статуса необходимо рассматривать ограничение их общегражданских прав, которые устанавливаются государством и призваны обеспечить эффективное функционирование правоохранительной службы, препятствовать возможному злоупотреблению, создать необходимые условия для независимости правоохранительной деятельности. Они действуют по отношению к служащему в течение всего времени пребывания его на службе.
Ограничения и запреты, связанные с прохождением правоохранительной службы, необходимо рассматривать в трех основных аспектах:
1) несовместимость государственно служебной деятельности с другими видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;
2) недопустимость получения вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;
3) строгое соблюдение государственно служебной дисциплины; политическая нейтральность.
Гражданину, находящемуся на правоохранительной службе, запрещается использовать свое служебное положение в корыстных целях; отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по причине угрозы его жизни или здоровью; создавать или способствовать созданию в правоохранительных органах структур политических партий и религиозных объединений; заниматься иной помимо служебной оплачиваемой деятельностью, за исключением не препятствующей исполнению служебных обязанностей и не приводящей к конфликту интересов педагогической, научной и другой творческой деятельности; самостоятельно или через доверенных лиц принимать участие в управлении организациями любых организационно правовых форм (за исключением участия в общем собрании членов некоммерческой организации).