Между тем выявление предмета административного права достаточно актуально, поскольку предмет определяет распространение на те или иные отношения административно правового воздействия, каждое, как мы увидим в дальнейшем, отличается значительным своеобразием и сопряжено с возможностью правомерного ограничения некоторых прав и свобод, закрепленных Конституцией.
Исходя из данного выше наиболее общего предмета административного права можно наметить круг наиболее типичных управленческих отношений, подпадающих под административно правовое регулирование. В административно правовой литературе 15 эти отношения группируются по различным основаниям. В частности, привлекает внимание классификация этих отношений, данная Ю.Н. Стариловым.
15 Общее административное право: Учеб. Воронеж: Изд во ВГУ, 2007. С. 43; Дмитриев Ю.А., Евтеева А.А., Петров С.М. Административное право: Учеб. М.: ЭКСМО, 2005. С. 10; Советское административное право. Государственное управление и административное право. М.: Юрид. лит., 1978. С. 62.
1. В зависимости от субъектов управленческих отношений он выделяет следующие их виды:
а) между вышестоящими и нижестоящими субъектами исполнительной власти, находящимися на различных организационно правовых уровнях;
б) между субъектами исполнительной власти, не связанными отношениями подчиненности (например, между двумя министерствами РФ);
в) между органами исполнительной власти и исполнительными органами местного самоуправления;
г) между органами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными предприятиями, учреждениями, организациями;
д) между органами исполнительной власти, осуществляющими функции надведомственного характера (стандартизация, статистика, метрология, сертификация, государственная отчетность, контроль и надзор), и государственными предприятиями;
е) между органами исполнительной власти и организациями негосударственной формы собственности (общественными, коммерческими, муниципальными);
ж) между исполнительными органами местного самоуправления и муниципальными предприятиями и учреждениями;
з) между исполнительными органами местного самоуправления и коммерческими и некоммерческими организациями;
и) между органами исполнительной власти и гражданами;
к) между исполнительными органами местного самоуправления и гражданами 16 .
16 Общее административное право: Учеб. Воронеж: Изд во ВГУ, 2007. С. 43.
2. Применительно к направлениям административной деятельности выделяются следующие группы управленческих отношений:
а) связанные с подготовкой, принятием управленческих решений различного рода, прежде всего правовых актов управления;
б) связанные с осуществлением повседневной деятельности исполнительного и распорядительного характера;
в) связанные с осуществлением контроля и надзора за исполнением решений (актов), за оперативной деятельностью подчиненных или подконтрольных объектов;
г) связанные с осуществлением юрисдикционной деятельности.
3. По объему административной деятельности можно выделить управленческие отношения:
а) в сфере общего управления (руководство комплексом отраслей государственного управления);
б) в сфере специального управления (руководство по отдельным вопросам межотраслевого характера);
в) в сфере отраслевого управления (руководство отдельной отраслью государственного управления).
4. По областям административной деятельности выделяются управленческие отношения:
а) в области управления экономикой;
б) в области управления социально культурной деятельностью;
в) в области управления административно политической деятельностью.
Таковы основные виды общественных отношений, составляющие предмет административного права. Их перечень, доступный в более углубленной классификации, свидетельствует об охвате административно правовыми средствами регулирования разнообразных, широких общественных связей.